Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания – факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития. В этой связи особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
-
формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
-
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
-
развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
-
развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является организация единого информационного пространства школы. В настоящее время в психолого-педагогической теории и практике еще не устоялся понятийный аппарат, характеризующий активно формирующийся феномен единого информационного пространства школы.
В целом, единое информационное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:
-
информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
-
организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
-
средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий — программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Это толкование относится к информационному пространству страны, региона, города, района. Многие руководители образования и практические учителя переносят это глобальное понятие (которое, кстати, используется давно и во многих областях деятельности человека) на конкретное учебное заведение. Но этого делать нельзя. Недопустимо рассматривать единое информационное пространство как информационно-управленческую систему общеобразовательного учреждения. Если информационное пространство региона, города, округа работает на управление образованием, информационное пространство учебного заведения должно работать на учебный процесс, на ученика, ради которого оно и создается.
Мы считаем, что в центре единого информационного пространства школы должен находиться ученик и только он. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т. д. Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую.
Некоторые руководители образовательных учреждений недооценивают роль и место единого информационного пространства в жизни конкретной школы и всего нашего образования, ту роль, которое оно должно сыграть и уже играет в некоторых учебных заведениях в переводе нашего образования на более высокую ступень развития. Основная идея создания единого информационного пространства учебного заведения - учебная, образовательная, воспитательная.
Анализ работ отечественных специалистов в области информатизации образования и педагогов-практиков позволяет выделить следующие составляющие единого информационного пространства школы: физическую, информационную, психологическую и интеллектуальную. Рассмотрим каждую составляющую подробнее.
1. Физическая, или «неэлектронная», составляющая. Это кабинеты информатики (информационных технологий), предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, медицинский пункт, а также кабинет логопеда, охраны, психологов и т. п., т. е. те кабинеты, откуда также возможно поступление информации. Кроме того, к «неэлектронной» составляющей относится библиотека (медиатека, если она уже создана на базе библиотеки), информационный центр школы (медиацентр), школьная телестудия (видео-студия), радиоузел (радиостудия), школьный издательский комплекс, актовый зал с аппаратной, помещения для кружковой, факультативной работы и группы продленного дня, лингвистические и другие лаборатории. Здесь особое внимание должно быть уделено помещениям для занятий школьников, их размерам, освещению, микроклимату, вместимости, расположению рабочих мест и т. д.
2. Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое), методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
Особо в «электронной» составляющей единого информационного пространства школы следует выделить интранет — функционирующую на базе сервера локальную сеть, объединяющую все перечисленные выше школьные кабинеты и помещения. Интранет помогает решать в школе следующие задачи: доведение до всех структурных подразделений актуальной информации; организацию обратной связи с учебными кабинетами, школьной библиотекой и т. п. Более подробно эти вопросы будут разобраны в главе, посвященной школьному интранету.
Важным «электронным» элементом единого информационного пространства школы следует считать Интернет, хотя он и является внешним элементом по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательного процесса внутри учебного заведения и внешними лицами и организациями, такими как родители, другие школы, управления образованием, методические центры, научные организации и т. п., а также собственные ресурсы Интернета.
3. Психологическая составляющая учитывает:
• тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;
• волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
• психологическую готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов, переходу от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
• общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
• выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;
• желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:
• наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);
• наличия у пользователей возможности общения между собой (с помощью внутришкольной доски объявлений и внутришкольной почты) и доступа к общим ресурсам;
• использования в учебном процессе разнообразных цифровых учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирования всех курсов в единую среду;
• наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
Основой единого информационного пространства школы должны стать кабинеты информатики (информационных технологий) и компьютеризированные рабочие места учителей и администрации, объединенные в единую сеть на основе сервера.
|